Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД № 28 "НЭБЗЫЙ»
385011, Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Димитрова, д.7 Тел: 8 (8772) 55-62-93, E-Mail: nebzyi_mdou28@mail.ru

«Народные подвижные игры в нравственном воспитании дошкольников»

 

Инструктор по физической культуре МБДОУ №28,
педагог первой квалификационной категории
Филичкина Ирина Альбертовна

Нравственность и соответствующие нравственные нормы — это основа цивилизации и человечности любого общества. Когда рушится нравственность и нравственные основы — разрушается общество и деградирует человек, что мы можем наблюдать и по нашей современной цивилизации, всё больше утопающей в пороках.

          Нравственность — это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты. Нравственность — это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный Человек — это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь.

          Нравственный человек — это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в веде соответствующих  убеждений и личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, достоинство, уважение к другим, доброжелательность, преданность и другое. Нравственное воспитание детей является одной из важных задач воспитания, главным стержнем формирования личности. Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость детей, обусловленные высокой пластичностью их нервной системы, способствуют формированию характера.

          Эмоции ребенка – важная основа формирования нравственных чувств  и  представлений. Социальное развитие детей и их нравственное воспитание должно быть связано с культурой своей страны. Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию предполагает формирование интереса у детей к историческим событиям, воспитанию чувства уважения  к  культурному наследию, при этом необходимо учитывать личный опыт дошкольников и их возрастные  возможности. Знание традиций, фольклора – все это способствует воспитанию гражданственности, понимания традиций  своего народа. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о национальной культуре, если он будет проявлять интерес к приобретенным знаниям: петь народные песни, играть  в  народные подвижные игры, помнить пословицы и поговорки, народные приметы, отмечать  народные  праздники, - то можно считать, что воспитательная задача выполнена в пределах, доступных его возрасту.

          Путей и средств нравственного воспитания дошкольников много. Одним из главных является приобщение детей к русским народным традициям и традициям своего народа. Без помощи взрослого ребенку трудно самому выделить в окружающем мире наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять за главное, нетипичное. 

         Одним из средств нравственного воспитания является игра – это основная деятельность детей в детском саду. Игра всегда радует ребенка, а подвижная особенно  благотворно влияет  на повышение жизненного тонуса. В этом источнике радостных эмоций заложена  великая воспитательная сила. Через умело организованную игру формируются в детях ценнейшие моральные качества – смелость, дружба, коллективизм, дисциплинированность.

          Народные  подвижные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из  них  развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.  Воспитательное значение русских народных подвижных игр и игр других народов усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов.

Игры – не пустое занятие.  Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учиться подчиняться и брать ответственность на себя.

 Подвижные игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

  При организации и выборе игр  учитываются следующие факторы:

возраст играющих детей; место проведения игр; количество участников игры;  инвентарь для игр;  знание правил игры;  выбор водящего.

Практически  каждая народная подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.  В народных считалках, русских и адыгских, особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение трудом рук человеческих. Благодаря этому они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают:  

 

 

Тара-бара,                   

Домой пора-                 

Ребят кормить,             

          Телят поить,                 

          Коров доить

          тебе водить!                 

Петушок- петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнем,

Сколько перышек на нем?                   Раз, два, три, четыре, пять, Невозможно сосчитать!    

                          

Катилася  торба                                                       С высокого горба

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница

С кем хочешь водиться?

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам друзей не сосчитать!

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга! 

 

 

          Подвижные игры должны проходить под наблюдением воспитателя. Особое внимание надо обращать на то, как дети выполняют правила игры. Так, например, в игре  «Палочка – выручалочка» дети выбирают водящего, стараются лучше спрятаться , чтобы его не застучали, а правило «выручи товарища» не всегда выполняют. Следует повторно  объяснить игру, акцентируя  внимание на это правило, а в ходе игры поощрять детей, которые выручали товарищей Выручая товарища, дети проявляют изобретательность, ловкость. И  уже в подобной игре  дети будут стремиться выручить товарища, несмотря на опасность самому быть пойманным.

          В играх, в которых используется мяч для выбивания, надо объяснять детям, что целиться надо в ноги, чтобы не сделать больно, не попасть в глаз и т.д., проявляя тем самым заботу о  своих товарищах.

Во многих подвижных играх с мячами, обручами, скакалками и другими предметами правила устанавливаются самими детьми. Например, начиная играть, дети договариваются, что следует считать ошибкой. В каждом случае уговор считается правилом для всех играющих. Это имеет большую воспитательную ценность, дисциплинирует детей, помогает воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно. Но при этом надо особенно зорко, внимательно следить за тем, как дети группируются на игру, каких противников себе выбирают, так как некоторые,  желая отличиться и заслужить похвалу, хитрят и выбирают противника слабее себя  в физическом развитии, заведомо зная, что выиграют.

          Руководство играми надо осуществлять не только указаниями, разумеется, тактичными, не унижающими личность ребенка, но и поощрением тех, кто поступает правильно и честно. Оценка воспитателя – это высшая оценка для ребенка, так как  воспитатель безусловно авторитет для него. Поэтому к каждой оценке надо подходить очень серьезно, объективно.

Активнее всего, конечно, дети участвуют в состязательных играх. Это – игры, направленные  на развитие как физических, так и умственных сил и способностей детей, например:  «Петушиный бой»,  «Пирог», «Дедушка –рожок», «Городки», адыгские игры: «Прыжок лягушки», «Пастух», «Скачки». Основной чертой является наличие четко спланированных правил и установка на победу. Народные игры-состязания влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка.

В играх -  состязаниях все играющие делятся на две команды. Вначале нужно выбрать командира для каждой команды, а затем уже определяют состав команды. Разделить всех игроков поровну, так, чтобы не было обидно, помогают считалки. Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т.д.

 Во время  игры и считалок  ребенок примеряет на себя разные роли, он учится общаться со  сверстниками, учится действовать сообща и добиваться успеха не только для себя, но и для коллектива.

Очень   большое значение в воспитании нравственных качеств   имеют русские народные хороводные игры.  Это – игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу, например: «Мак маковистый», «Дударь-дударь», «Просо сеяли» и др.   С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости. Народные хороводные игры имеют еще одно, преимущество – они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин–матерей.

Особое внимание следует уделять  установлению тесных контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной двигательной деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Опыт работы по приобщению детей к истокам народной культуры через народные подвижные игры показывает, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. Народные подвижные игры  способствуют  тому, чтобы усваиваемые  в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях.

 



Прямая линия

Министерство образования и науки Республики Адыгея:
52-60-26 - Борсова Зуриет Адальгериевна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, главный специалист-эксперт отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-13-08 - Мамий Мариет Сагидовна, главный специалист-эксперт отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/

Новости Министерства образования и науки





Яндекс.Метрика